Маркировка товаров

Обязательная маркировка товаров с 2019 года

В России вводится обязательная маркировка товаров. С 2019 года она действует для производителей, импортеров, розницы. В 2020 году в систему входят сигареты, обувь, одежда, белье, шины и множество других групп. Давайте проясним, обязаны ли вы маркировать свои товары, как это делать и что придется менять в работе.

Перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке

Распоряжение правительства РФ №792-р определило, какие товары подлежат обязательной маркировке в 2020 году. В список входят сигареты, обувь, парфюмерия, шины, некоторые виды одежды и белья, фотооборудование.

К 2024 году обязательная маркировка товаров распространится на всю потребительскую продукцию, а система прослеживания станет единой для России и ЕАЭС.

  Старт эксперимента Старт маркировки
Лекарства - 1 октября 2019
Обувь - 1 июля 2019
Табак - 1 июля 2019
Молоко 15 июля 2019 2020
Альтернативный табак 1 октября 2019 1 июля 2020
Велосипеды 16 сентября 2019 2020
Духи и туалетная вода 1 июля 2019 1 декабря 2019
Лёгкая промышленность 27 июня 2019 1 декабря 2019
Шины и покрышки 20 июня 2019 1 декабря 2019
Фотоаппараты и лампы-вспышки 15 мая 2019 1 декабря 2019
Пиво 1 июля 2018 2020

 

Что потребуется от Вас?

 

1. Зарегистрироваться в системе Честный ЗНАК на официальном сайте. Для этого необходима УКЭП — усиленная квалифицированная электронная подпись.
2. Подобрать 2D-сканер. Для считывания с товара кода маркировки необходим двумерный (2D) сканер штрихкодов, который умеет распознавать коды стандарта DataMatrix. Большинство современных 2D-сканеров умеет работать с этим стандартом.
3. Поставить онлайн-кассу, если у вас ее еще нет. Выбирайте кассу под свой бизнес, ориентируясь на ежедневные объемы продаж: не стоит переплачивать за мощное оборудование, если у вас небольшой магазин.
4. Обновить прошивку кассы. На кассовом аппарате должна быть установлена версия прошивки, поддерживающая формирование рекизита «код товара» (тег 1162).
5. Подключиться к ЭДО (электронному документообороту). Через эту систему нужно регистрировать новые поступления, списания и возвраты товара.

 

ВОПРОС/ОТВЕТ

 

— Как будет работать система маркировки?

— Центр развития перспективных технологий является оператором единой национальной системы цифровой маркировки и прослеживаемости товаров Честный ЗНАК, проводит пилотные проекты по маркировке лекарственных препаратов, табачной продукции и обуви. Система Честный ЗНАК присваивает каждому товару уникальный код маркировки в форме представления штрихкода DataMatrix. Производитель или импортер размещает код на упаковке товара или на товаре или на товарном ярлыке. Код позволяет проследить весь путь товара — от производства или пересечения границы (в случае импорта товара) до продажи в розничной точке. Цифровой код невозможно подделать благодаря отечественным криптографическим технологиям, что гарантирует легальность маркированной продукции.

— Что должна делать компания, если она получает от поставщика маркированные товары?

— Поставщик сформирует на сайте оператора универсальный передаточный документ на товар и передаст его покупателю. В УПД поставщик занесет сведения о марках. Покупатель должен получить электронную подпись и подтвердить в системе Честный ЗНАК, что он получил УПД. Тем самым товар в системе передается с баланса поставщика на баланс покупателя.

На каждой точке продажи и перепродажи товара необходимо подавать сведения о движении товара от одного юридического лица к другому. Участники рынка передают сведения в систему Честный ЗНАК через личный кабинет, через учетные системы.

— Должен ли розничный продавец приобрести какое-то специальное оборудование для маркировки?

— Специального оборудования для маркировки не потребуется. Для сканирования DataMatrix-кодов при приеме и продаже товаров нужен обычный 2D-сканер штрихкодов. Сейчас такие сканеры используют для считывания акцизных марок в магазинах, которые торгуют алкоголем. Сканер штрихкодов нужно подключить к онлайн-кассе. Также потребуется программное обеспечение, которое умеет обрабатывать УПД с кодами маркировки и отправлять данные в  систему Честный ЗНАК.

— В 2019 году фирмы обязаны маркировать ряд товаров, в частности с 1 июля — обувь. Должен ли продавец озаботиться тем, чтобы промаркировать к 1 июля всю продукцию, которая есть в остатках? Или он должен обращаться к производителю?

— К дате перехода на новые правила продавцам придется промаркировать остатки непроданных товаров. Товары без маркировки нельзя не только продавать, но и хранить, а также перевозить. Также придется повторно промаркировать товар, если розничный покупатель вернет товар без марки, с поврежденной маркой либо если продавец обнаружит ошибку в первичной маркировке.

— С чего начать продавцу, если он обязан промаркировать товары? Куда подать заявку, чтобы получить марки? Надо ли платить за генерацию кодов? Сколько стоит марка?

— Компании необходимо обратиться в Центр развития перспективных технологий и присоединиться к пилотному проекту. После того как участник оборота товаров станет участником эксперимента, центр бесплатно предоставит и настроит оборудование для заказа и генерации кодов маркировки. Центр также бесплатно адаптирует и настроит работу системы. Стоимость одного кода маркировки составит 50 копеек.

— Может ли компания — продавец обуви сейчас войти в пилотный проект, промаркировать всю продукцию и после 1 июля 2019 года продавать обувь с этими марками, когда маркировка станет обязательной?

— Да, компания может присоединиться к пилотному проекту до даты обязательной маркировки обуви.

— Что делать розничной фирме, если марка повредилась и с нее невозможно считать данные?

— Поврежденный код маркировки выводится из оборота. Компании нужно заказать новый код для этого товара через личный кабинет в системе маркировки.

— В 2019 году Правительство вправе ввести в чек новый обязательный реквизит — код товара (п. 5 ст. 4.7 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ). Проект постановления Правительства уже готов. Когда документ вступит в силу, как перенести код маркировки в чек онлайн-кассы?

— Нанесенный код продавец считает сканером в момент продажи и с помощью кассовой программы перенесет в кассовый чек. Чтобы код маркировки попадал в кассовый чек, придется перенастроить онлайн-ККТ с учетом нового требования.

— В случае если клиент в 2019 году вернет товар по причине «передумал», «не подошел размер», что делать с маркировкой?

— Если покупатель вернул товар с читаемым кодом, товар повторно вводится в оборот через личный кабинет в системе маркировки с прежним кодом маркировки. Если товар возвратили с поврежденным кодом, придется заказать новый код, промаркировать товар и только после этого ввести его в оборот.

— Что делать, если клиент вернул немаркированный товар после того, как маркировка стала уже обязательной? Например, компания продала обувь до 1 июля, а покупатель вернул товар после 1 июля.

— После 1 июля 2019 года нельзя торговать немаркированным товаром. Поставщик должен его промаркировать и ввести в оборот.

— Нужно ли считывать код марки, если продавец перемещает товар со склада до магазина?

— Если одна фирма владеет складом и магазином, считывать код не нужно.