 Какие разрешения со стороны государственных органов должен иметь удостоверяющий центр для осуществления деятельности?
 Какие разрешения со стороны государственных органов должен иметь удостоверяющий центр для осуществления деятельности?
Закон об электронной подписи не ставит осуществление деятельности удостоверяющих центров в зависимость от наличия у них каких-либо лицензий или сертификатов соответствия.
Вместе с тем, удостоверяющие центры ведут реестр выданных сертификатов и обеспечивают доступ к содержащейся в таком реестре информации. В силу этого они являются операторами, осуществляющими обработку персональных данных, и, согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 27 июля 2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных», обязаны уведомить уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных (Роскомнадзор) о своем намерении осуществлять обработку персональных данных для включения их в реестр операторов, осуществляющих обработку персональных данных.
Согласно пункту 5 и пункту 18 Положения об обеспечении безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2007 г. №781 «Об утверждении Положения об обеспечении безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных», средства защиты информации, предназначенные для обеспечения безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах, проходят оценку соответствия в рамках экспертизы, осуществляемой Федеральной службой по техническому и экспортному контролю и Федеральной службой безопасности Российской Федерации в пределах их полномочий.
Согласно части 1 статьи 13 Закона об электронной подписи, удостоверяющий центр выдает по обращению заявителя средства электронной подписи, содержащие ключ электронной подписи и ключ проверки электронной подписи (в том числе созданные удостоверяющим центром) или обеспечивающие возможность создания ключа электронной подписи и ключа проверки электронной подписи заявителем, а также создает по обращениям заявителей ключи электронных подписей и ключи проверки электронных подписей.
Указанные виды деятельности отнесены постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. №313 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)» (далее - постановление №313) к лицензируемым видам деятельности в качестве деятельности по предоставлению услуг по шифрованию информации, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну, с использованием шифровальных (криптографических) средств в интересах юридических и физических лиц, а также индивидуальных предпринимателей, за исключением деятельности с использованием средств, перечисленных в пункте 3 указанного постановления. Таким образом, если удостоверяющий центр планирует осуществление вышеуказанной деятельности с использованием шифровальных (криптографических) средств, не включенных в пункт 3 постановления №313, то ему необходимо иметь лицензию Федеральной службы безопасности Российской Федерации.
Лицензия УФСБ России по Оренбургской области, выданная ООО "Оренбургский удостоверяющий центр".

